Унесенные вихрем преисподней
Газета "Тверская, 13" (№94)
2005.08.06
Фото - Газета

Глеб Соколов - писатель, вне всякого сомнения, талантливый. Его птица удачи пока еще расслабляется где-то на суку березы в лесу берендеева царства. В то время как ровесница становится богатейшим человеком планеты. Гпеба это ничуть не смущает. Таков менталитет русского человека: главное не результат, а процесс. Насчет процесса у юбиляра более чем все в порядке. Да и результаты, а точнее достижения, имеют место даже очень быть.

С чего же начинается творческий процесс и в чем призвание писателя? Об этом наша сегодняшняя беседа с членом Союза писателей Москвы и членом Литературного фонда Глебом СОКОЛОВЫМ.

- Глеб! Наверное, у подлинного писателя проба пера ранняя?

- Это смешно, но правда.

В семь лет аршинными буквами в ученической тетради я начал писать роман про пиратов «Черный бриг». Окончание он конечно же не получил. Следующий этап - захватывающее повествование о космических приключениях, не помню уже кого, «Восьмой и последний». Затем доведенный в подростковом возрасте до логического завершения роман «Крик дьявола», рукопись которого хранится до сих пор среди моих многочисленных архивных папок. Одновременно с этим пел в хоре, занимался спортивной греблей на байдарке, играл в театре. Затем институт, работа литературным секретарем, погружение в писательскую среду. Работая в объединенной редакции газет, редакции которых располагались на площади трех московских вокзалов, я настолько изучил своеобразный маргинальный мир, что результатом этого неоднозначного опыта стал выход в свет моей первой книги "Шанс дождливого безумия". Она вышла в 1992 году в издательстве «Российский писатель» при участии издательства «Республика» фантастическим по нынешним временам тиражом в 100 тысяч экземпляров.

Критики оценили ее как добротную беллетристику, но я сам был недоволен. Несколько лет продолжал напряженно писать и при этом не спешил нести рукописи в издательства. Одновременно с этим учился в Литературном институте, а на хлеб зарабатывал в редакциях газет и различных коммерческих фирмах.

- Такой богатый жизненный опыт, наверное, и позволил вам написать роман-бестселлер "Дело Томмазо Кампанелла"? Когда я его взахлеб прочитал - сложилось впечатление, что это произведение очень многослойное, мрачное, но необычайно захватывающее своей интригой. И при этом запоминающееся...

- То, что происходит на страницах романа, который в серии «Зеркало мира» выпустило издательство «Аграф», в некоторой степени автобиографично.

Давайте поиграем, в хорошем смысле слова, в интригу и не будем в сегодняшней беседе раскрывать содержание книги - пусть читатель к ней обратится.

Книга "Дело Томмазо Кампанелла" получила большой резонанс. Она была представлена в свое время на Международной книжной ярмарке во Франкфурте, на столичных книжных ярмарках «Нон фикшн» в Московском доме художника. Многие газеты, в том числе и уважаемая «Тверская, 13», дали положительные отзывы.

- Но на этом вы не остановились?

- Конечно! В результате впечатлений от работы в одной из транснациональных фирм родилась идея романа о нашей противоречивой современной жизни - «Вихрь преисподней». Завершив работу, причем многолетнюю, над этим романом, написал еще две вещи. Сюжет приключенческой книги "Жуткие тайны ДНК" разворачивается в будущем, очень похожем на наше время. Главный герой повествования - сотрудник вымышленной спецслужбы. Парламентское агентство расследований выясняет причины загадочного убийства видного политика. И не только...

Второе произведение, название которого пока еще условное, рабочее, - это добродушный роман о жизни современного среднестатистического молодого человека. Многие, возможно, узнают в нем себя.

- Когда они увидят свет?

- Вопрос не простой. Большинство издательств интересует в основном литература массового спроса, «чтиво в метрополитене», приносящее сиюминутные сверхприбыли.

Порой хорошо продуманные рекламные акции делают заведомо халтурные произведения бестселлерами. Читателем в большинстве своем достаточно легко манипулировать, поскольку ему достаточно сложно ориентироваться в современном литературном мире.

Многие издательства предпринимают сейчас серьезные попытки ангажировать литературных критиков, организуют всяческие конкурсы среди писателей. Чаще всего уже заранее бывает известно, кто в таких конкурсах станет победителем, лауреатом. И все это для того, чтобы удачно продать ту или иную книгу.

Одновременно с этим достойное произведение, недостаточно раскрученное в СМИ, порой так и не находит своего сокровенного читателя.

- Роман писателя с читателем - проблема воистину судьбоносная. В последнее время наметилась хорошая тенденция: издается много интеллектуальной литературы, мемуаристики, книг по истории, культурологии. Но их тиражи несопоставимы с «девятым валом» детективов и женских романов. Что же нужно сделать, чтобы воспитать читателя, привить ему хороший вкус?

- Для меня рецепт очевиден: воспитание читателя должно идти по двум путям. С одной стороны, необходима соответствующая государственная политика, пропаганда серьезной книги, богатого отечественного литературного наследия. Даже на сегодняшнем этапе развития телекоммуникационных систем чтение не теряет своей значимости для воспитания личности. А ведь сильному государству так необходима сильная, развитая личность.

Одновременно с этим, думается, необходима определенная самодисциплина со стороны издателей. Конечно, издатели зависят от рынка и вынуждены выпускать книги, которые активно покупаются. И все же стоит включать в тематические планы книги, которые, может быть, и не принесут большой прибыли, но окажут позитивное влияние на повышение культуры общества, на рост уровня читаемости серьезной литературы.

Кстати, в издательском бизнесе, несмотря на экономические трудности, есть понимающие важность обозначенного процесса люди. Для них удовольствие составляет направить заработанные на массовых тиражах деньги на выпуск интеллектуальной литературы, заведомо зная, что прибыли это никакой не принесет.

Радует и то, что на полках книжных магазинов серьезной литературы становится все больше и больше. Возле стендов, где выставлена переиздаваемая, хорошо всем известная классика, толпится народ, много молодежи. Значит, не все еще потеряно.

- Читательские пристрастия формируют не только издатели, но и главный рулевой в «литературном море» - писатель. Детектив или фривольный роман создать просто, выгоднее - его и издадут охотнее, и гонорар окажется солиднее...

- Как писатель, считаю, что совершенно безнравственно идти на поводу у коммерческого интереса и желания заработать деньги, отодвигая при этом реализацию интересной интеллектуальной литературной задумки. Это гибельно для писателя. Писатель, серьезный писатель для того и рожден, чтобы данный Богом дар владения словом, а значит умами и душами людей, направить на их благо, а не на свое собственное. Хотя такое предначертание выполнить нелегко. Но выбор есть всегда...


Беседу вел Александр Нефедов