Все, конечно, помнят, чеховских трех сестер, рвавшихся из унылых провинциальных будней «в Москву! в Москву!».
Персонажи романа Глеба Соколова «Дело Томмазо Кампанелла» обитают в столице, но своей жизнью тоже недовольны. И профессии у них будничные, «неяркие» — учитель, фельдшер, инженер. И родной московский район тоску нагоняет: «Как же я не могу жить в этом Лефортове! Насколько же меня все в этом Лефортове угнетает: и дома, и деревья, и магазины, и цвет неба, и асфальт улиц — все, все, все...» —то и дело повторяет один из героев со странным именем Томмазо Кампанелла. Хотя это не имя даже, а сценический псевдоним. Стремясь вырваться из монотонных будней, «революционеры в лефортовских настроениях» не просто мечтают о славе, а участвуют в работе самодеятельного театрика «Хорин» и придумывают себе звучные псевдонимы: Господин Радио, Воркута, тот же Кампанелла...
И даже вор-рецидивист Жора-Людоед, хотя и не участник художественной самодеятельности, тоже тянется к прекрасному театральному миру. Причем не только из «профессионального интереса» (на предмет ограбить), но и «для души»: «Ведь ему интрига, эмоция яркая нужна... В театре — блеск.... Из тюрьмы — да в театр он пойдет!.. А из театра — опять в тюрьму... Так и мается...»
Да и сам роман Глеба Соколова напоминает театральную постановку: персонажи и декорации постоянно сменяют друг друга, так что у читателя нет времени расслабиться, передохнуть. Тем более что «спектакль» Соколова не легкая комедия, а «роман сложный, мрачный и отчаянный. Он относится к жанру философ-ско-интеллектуальной прозы». Зато в конце читатель будет вознагражден неожиданной развязкой: самодеятельные актеры окажутся на «настоящей прославленной профессиональной сцене» одного из самых модных столичных театров, да еще во время премьеры. Правда, не в актерском качестве, а... Впрочем, сами узнаете.
Ольга Глебова.