Отечественный фантастический триллер о теории и практике эволюции
Журнал "Афиша" (№6 - 197)
2007.03.23
Фото - Журнал

Роман члена Литфонда г. Москвы Глеба Соколова отдаленно — так кроманьонец чем-то похож ведь на Сократа — напоминает пиньолевскую «Пандору». В сердце Африки есть место, извергающее на эволюционную арену новые расы — так, после неандертальцев оттуда выбрались гомо сапиенсы, затем — более высокоразвитые «люди-индиго» (носящие почему-то фруктовые фамилии), и это еще не конец. Из-за того что расы не успевают заместить друг друга естественным путем, там и сям разгораются конфликты; мир погружается в хаос; происходит серия странных убийств, в которых замешаны где Дыня, где Апельсин, где Кокос; и вот главный герой, следователь Кожедуб, колесит по миру — Рублевка, джунгли Центральной Африки, Лондон, Германия, пригороды Санкт-Петербурга — и пытается разобраться в том, что происходит. А происходит страшное: «Я тебя прирежу! — сказал Вере Павловне Кузнецовой ее зять, Мандарин. — Прирежу, и ничего мне за это не будет!.. Я останусь Мандарином! И дети мои останутся Мандаринами!»

Это какая-то астрономическая, феноменальная белиберда — однако с такой уверенностью, без единой шутки, на голубом глазу рассказанная и так масштабно, нельзя не признать, придуманная, что с удивлением обнаруживаешь — ты бросил читать это не на первой странице, а на последней. Чудо состоит в том, что несколько десятков безумных — немотивированных и непрогнозируемых сцен и несколько тысяч шизофренических предложений — «Пчелкин, который оказался Мандарином, согласился на сотрудничество»; «Джейсон Филипс! — понял Бобо. — Будить — дурная манера…»; «Киви и двое других — Виктор Бокарев — он был индиго, но скрывал дьявольское происхождение — и Роман Ананас находились в большом, совершенно пустом зале ресторана» — не рассыпаются моментально, а, словно намагниченные, удерживаются в форме именно романа, а не кассы букв и слогов. По-видимому, Соколов открыл способ программировать фразу таким образом, чтобы сама ее уникальность заставляла читателя перескакивать к следующей — и так, словно на костылях с пружинами-амортизаторами, ты прыгаешь чертовых двести пятьдесят страниц. Более того, если как следует проштудировать финал, выяснится, что в сюжете вполне сходятся концы с концами. Феноменально.