Глеб СОКОЛОВ."ДЕЛО ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА"
Издательство "Аграф" выпустило этот роман в серии "Speculum mundi" ("Зеркало мира"). Однако в такое зеркало безболезненно сможет взглянуть не каждый. Это чтение не для всех. Роман, чем-то похожий на пьесу о том, как разыгрывается пьеса, которая сочиняется прямо здесь и сейчас, странен, тяжел и эклектичен, а стиль Соколова болотист, вязок и спиралеобразен. И то, что ты начал знакомиться с произведением, совсем не является залогом того, что ты доберешься до последней, 572-й (!), страницы. Здесь надо мыслить широко и аллюзивно, то и дело пробираясь сквозь заросли потаенных смыслов и бурелом ассоциаций и подтекстов. Книжка философско-интеллектуальная, а ее герои ведут очень умные разговоры.
Ожидания тех, кто собирался с помощью романа Глеба Соколова погрузиться в XVII век, когда жил и творил итальянский философ-доминиканец, оказываются обманутыми. Это не историческое произведение, а Томмазо Кампанелла - не настоящий. Таков сценический псевдоним главного идеолога самодеятельного театра "Хорин" ("Это то место, где мы делаем нашу великую революцию в настроениях"). Имена других лиц - это тоже маски: господин Радио, журнал "Театр", Паспорт-Тюремный, учитель Воркута, женщина-шут, Лефортовская Царевна... Все происходит в наше время, а само произведение исследует вечное шекспировское "Весь мир - театр, а люди в нем - актеры".
Немалое место в "Деле Томмазо Кампанелла" отведено Лефортово, ставшему одним из действующих лиц. О нем много и часто говорят, сюда, в "Московский Ист-Энд", персонажи периодически возвращаются, в гостинице при местном рынке происходит ключевая сцена романа. Правда, главный герой любит этот район "странною любовью" и отзывается о, нем не очень-то лестно, видя здесь какие-то мрачные декорации и ощущая атмосферу подонства. Впрочем, о странностях "Кампанеллы" - см. выше.
Александр Степанцев